новости регионов
ТОП АВТОРОВ
Другие ресурсы
гимн землячества
приветствие председателя
календарь
Поздравляем с днем рождения!
-
1 НоябряЭ.А.Быстров
-
1 НоябряВ.Д.Кривов
-
1 НоябряЛ.А.Смолякова
-
1 НоябряЛ.А.Швецова
-
2 НоябряА.А.Аксенов
-
2 НоябряИ.В.Губенко
-
2 НоябряВ.П.Малюгин
-
3 НоябряС.А.Воробьев
-
3 НоябряМ.Г.Горлачев
-
3 НоябряА.В.Лидер
-
4 НоябряФ.Н.Маричев
-
4 НоябряВ.П.Науменко
-
6 НоябряС.С.Верин
-
6 НоябряС.С.Иванов
-
8 НоябряС.А.Галаганов
-
8 НоябряЕ.В.Добровольская
-
8 НоябряА.В.Сибирев
-
8 НоябряЮ.М.Торхов
-
8 НоябряФ.К.Шаймарданов
-
9 НоябряЛ.Ф.Трощенко
-
9 НоябряГ.Х.Шагаев
-
10 НоябряН.С.Березовский
-
10 НоябряТ.А.Маричева
-
11 НоябряН.А.Голубев
-
12 НоябряО.В.Коробова
-
13 НоябряН.В.Селезнева
-
13 НоябряЮ.Г.Шмаль
-
14 НоябряН.Н.Власов
-
14 НоябряА.В.Одинцева
-
15 НоябряА.Х.Трушников
-
16 НоябряН.И.Егорова
-
16 НоябряА.Э.Коровин
-
17 НоябряЖ.Б.Сигал
-
17 НоябряВ.А.Тарасов
-
18 НоябряЕ.И.Галаганова
-
18 НоябряА.А.Тюкалов
-
19 НоябряЮ.А.Карпов
-
20 НоябряВ.М.Иванченко
-
20 НоябряЛ.П.Немце-Петровская
-
20 НоябряС.Л.Харченко
-
20 НоябряА.В.Зарубина
-
21 НоябряИ.Б.Кочеткова
-
22 НоябряН.П.Захарченко
-
23 НоябряА.М.Колесников
-
23 НоябряМ.О.Стародубов
-
24 НоябряЛ.Б.Галицкова
-
25 НоябряИ.И.Капитанов
-
26 НоябряГ.А.Белых
-
26 НоябряИ.В.Литовченко
-
27 НоябряИ.Ф.Ефремов
-
27 НоябряН.С.Ломакин
-
27 НоябряГ.Н.Шашин
-
28 НоябряА.Н.Успенский
-
29 НоябряВ.Г.Малышкин
-
30 НоябряН.А.Костин
-
30 НоябряА.П.Недогода
-
30 НоябряН.К.Трифонов
Праздники России
Курсы валют
| 27.08 | 26.08 | ||
![]() |
USD | 91.7745 | 91.6012 |
![]() |
EUR | 102.4927 | 101.6125 |
90 лет назад в поселке Остяко-Вогульск приземлился первый самолет
|
|
В этом году исполнилось 90 лет со дня основания гражданской авиации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Это значимая дата для региона, связанная с развитием транспортной инфраструктуры и освоением северных территорий.
17 января 1935 года в Самарово приземлился небольшой самолёт АИР-6 за штурвалом которого был начальник управления воздушной линии Тобольск – Обдорск Николай Александрович Целибеев. Полярник, друг летчика-испытателя, Героя Советского Союза Валерия Чкалова прилетел в Югру из Тюмени (с дозаправкой в Тобольске) с важной миссией. Перед ним стояла ответственная задача провести первый рейс по данному маршруту. Кроме того, лётчик привез в село почту и материалы для газеты «Остяко-Вогульская правда» («Ханты-Манси Шоп»). Его полет от Тобольска до Самарово продолжался 2 часа 17 минут. Через некоторое время после этого полета началось регулярное авиасообщение.
Как все начиналось
В начале 1930-х годов на Тобольском Севере началось зарождение воздушного сообщения. Отправной точкой стал май 1931 года, когда в г. Тобольске Всесоюзным объединением гражданского воздушного флота был рассмотрен проект воздушного сообщения между городами Тобольск и Салехард через село Самарово. По плану, время пути между населёнными пунктами составляло 7 часов 15 минут (с остановками – 9 часов 15 минут). Согласно предварительному расписанию – самолёты должны были летать девять месяцев в году с частотой движения три рейса в 10 дней. На линии предполагалась работа трёх судов, ещё одно находилось в резерве. В августе 1931 года проект был одобрен Остяко-Вогульским оргбюро во главе с Я.М. Розниным.
Первые пробные полёты были совершены в 1934 году, тогда же для жителей Самарово и строящегося Остяко-Вогульска был организован настоящий аттракцион – комсомольцы и ударники производства смогли полетать на самолёте.
8 августа 1934 года в Остяко-Вогульске отмечался Всесоюзный День авиации. Вот как об этом писала газета «Сталинская трибуна»:
«Во Всесоюзный День авиации в Остяко- Вогульске проведено массовое гуляние, в котором приняло участие большинство трудящихся города. Самолет АП-532 совершил несколько круговых полетов. В первый полет самолета были взяты на борт лучший пионер-авиамоделист Жилин Шура и комсомолец ханты, ударник учебы военно-технического экзамена и лучший стрелок из мелкокалиберной винтовки Пушкин…Всего за день летали 16 человек – передовых ударников нашего округа…»
Уже к началу марта 1935 года из Самарово в Тобольск и Тюмень было отправлено самолётами 24 пассажира и 217 килограммов груза, принято – 10 пассажиров и 944 килограмма грузов. 23 марта 1935 года открылся регулярный рейс Самарово-Обдорск.
В 1930-е годы летали на небольших самолётах АИР-6, вмещавших до двух пассажиров. Кроме этого, в летнее время на линии работали гидросамолёты МП-1 и МП-2 (вместимость: 6-8 человек или до 530 кг груза), а зимой – ТБ-1 (Г-1). Первые полёты проходили в сложных технических условиях: отсутствовали метеорологическое обеспечение и аэронавигационное оборудование, ориентирование проходило по контрольно-семафорным пунктам, которые обычно располагались в посёлках.
Тем не менее, благодаря первым лётчикам, в том числе Николаю Целибееву, было покорено небо Югры.
По материалам Музея Природы и Человека (г. Ханты-Мансийск)

